Версия для людей
с ограниченными
возможностями
 

Новости
детского
сада

 

Вопрос
и
Ответ

 

Карта
нашего
сайта

Консультация на тему: «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду».


Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.

Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;

провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. 

1. Для чего нужны занятия с логопедом?

  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
  • Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе. 
  • Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии 
  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. 
  • Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку. 
  • Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

2. Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи: 

Изучение иностранных языков. 
Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:

1) межзубное произношение свистящих звуков-норма для английского языка;

2) грассирующее"Р"- норма во французском;

3) вибрация всей нёбной занавески- норма в немецком. 

Но все это будут дефекты для русского языка. 

Обучение чтению.

Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой. то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс "звук - буква".

3. Что делать летом? 

Чтобы лето не прошло даром, предлагаю вам потренировать с ребенком:
дыхание

 - тренируем силу и длительность выдоха:
 - обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
 - пускать мыльные пузыри через соломинку;
 - надувать воздушные шарики
 - надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  - учиться плавать, выдыхая в воду; нырять;
  - играть на музыкальных игрушках: дудочках, флейтах, губных гармошках.

развитие мелкой моторики:

- самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки) ;
 - собирать, перебирать ягоды;
 - полоть грядки;
 - выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
 - играть с глиной и песком;
 - играть с мячиками (бросать, ловить, бить в цель) ;
 - собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
 - лепить из пластилина, пластика, теста. 

развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое) 

 - жевать мясо (а не только сосиски и котлеты) ;
 - жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс) ;
 - лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт - для распластывания языка
 - чистить зубы (и десны) - это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
 - полоскать рот;
 - жевать боковыми зубами;
 - сосать сухарики из хлеба, булки (соленые) ;
  - лизать эскимо. 

Учитель-логопед: Кузнецова С. А.