Версия для людей
с ограниченными
возможностями
 

Новости
детского
сада

 

Вопрос
и
Ответ

 

Карта
нашего
сайта

ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ.

Проследим влияние пальчиковых движений на развитие ребёнка.

Ребёнку 1-2 года.

Помните: ум ребенка на кончиках его пальцев.
Малыш сначала обследует предметы, узнаёт, какие они на ощупь, что с ними нужно делать, и только потом запоминает, как эти предметы называются. Здесь прослеживается связь пальчиковых движений с развитием речи, накоплением словарного запаса.

Обследуйте предметы вместе с малышом (смотрите, трогайте, слушайте, нюхайте, пробуйте на вкус), рассказывайте и спрашивайте обо всем, чем интересовались, и речевое развитие ребенка пойдет быстрее.

Ребёнку 2-5 лет.

При выполнении упражнений для мелкой моторики малыш учится делать четкие, координированные движения пальчиками, вырабатывается умение ими управлять, произвольно изменять их положение. Пальчики, как и язычок, - это маленькие части тела. Точные движения ими выполнять труднее, чем, например, руками, ногами. Правильная работа язычка и пальчиков зависят друг от друга, так как двигательная зона в коре головного мозга находится рядом с речедвигательной; центры, отвечающие за моторику язычка и пальчиков, занимают наибольшее место по сравнению с другими моторными центрами, они взаимосвязаны.

Научившись управлять своими пальчиками, ребёнку проще владеть язычком, ставить его в нужное положение при произнесении звуков. Итак, пальчиковая гимнастика – одно из важных условий воспитания правильного произношения. Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата связаны – при выполнении движений пальчиками стимулируются нервные окончания, которые передают сигналы в головной мозг, в его моторный центр, что способствует активизации движений речевого аппарата. Также сопровождение упражнений речью способствует тренировке в произношении.

Ребёнку 5-7 лет.

Развитие мелкой моторики подготавливает руку ребёнка к письму. Человек должен писать красиво, аккуратно. Хорошо писать помогают точные, правильные движения кисти, пальцев рук. Ребёнка надо учить их выполнять. Если есть нарушения мелкой моторики (малыш не может застегивать пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не получаются аппликации, силуэты в рисунках угловатые, корявые), то и буквы будут выглядеть неаккуратно.

Таким образом, пальчиковые упражнения – главная предпосылка красивого письма.

Список использованной литературы

  1. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить». М., 1973 г.
  2. С.Л. Новоселова «Развитие мышления в раннем возрасте».
  3. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г..
  4. И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова «Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР». (Ж-л «Дефектология», № 4, 1988 г..)

Автор материала: Кузнецова С.А.

 

Мелкая моторика рекомендации родителям

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.

Развитие мелкой моторики. Советы родителям.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а также буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Автор материала: Кузнецова С. А.